"На протяжении всей 2000-летней истории Церкви христиане называют себя «рабами Божьими». В Евангелии много притч, где Христос называет так Своих последователей, да и сами они нисколько не возмущаются таким унизительным наименованием. Так почему религия любви проповедует рабство?"
Отличная статья! Хороший пример того, что не надо при толковании Писания руководствоваться своими представлениями о сути вещей, полученными из фильмов, из истории и культуры других народов и т.д. При толковании важно стремиться к понимаю первоначального смысла, заложенного автором в текст: как автор понимал те явления, о которых он пишет, каков был исторический и культурный контекст того времени и т.д.
От себя добавлю несколько наблюдений относительно рабства у Иудеев:
• Иудейский закон запрещал причинять рабам физические увечья: "Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб." (Исход 21:26-27)
• Рабыню можно было обручить своему сыну: "… если он хозяин обручит ее рабыню сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей" (Исход 21:9).
• Закон требовал обеспечить рабыню всем необходимым. В противном случае - рабыню нужно было отпустить. "… если же другую возьмет за него за сына, то она рабыня не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; а если он хозяин сих трех вещей не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа." (Исход 21:10-11).
• Раба еврея можно было держать не более шести лет. После чего его нужно было отпустить, снабдив всем необходимым: "Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу; когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой: помни, что и ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие… Не считай этого для себя тяжким, что ты должен отпустить его от себя на свободу, ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника; и благословит тебя Господь, Бог твой, во всем, что ни будешь делать." (Второзаконие 15:12-15,18)
• Причём рабу могло быть настолько хорошо у хозяина, что он мог добровольно принять решение остаться рабом на всю жизнь: "Если же он скажет тебе: 'не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой', потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею." (Второзаконие 15:16-17)
• Апостол Павел, зная о таком мягком иудейском рабстве, пишет: "наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего" (Галатам 4:1). Наследник в детстве ничем не отличается от положения раба! Он также послушен хозяину дома, как и раб. Так же наказывается за проступки, как и раб. Но положение раба не хуже, чем положение наследника.